g59kUyVeVEo

В начале 1920-х годов в Швеции, как и в остальных странах Европы, получило распространение правые движения. Помимо идей «революционного традиционализма» оно впитало в себя традиционные для шведского общества с XIX века идеи возрождения Швеции как великой державы, культа нордической расы и эпохи викингов. В своей внешней и внутренней политике Швеция в этот период часто придерживалась принципов, схожих с расовыми доктринами Третьего рейха.

С сентября 1938 года Германия только после консультаций со шведским правительством и с его одобрения начала проставлять в заграничных паспортах германских евреев штамп с красной буквой «J» (Jude). Именно в Швеции появились первые в мире евгенические законы, имевшие аналогии, в результате которых реализовалась принудительная стерилизация определенных групп населения.

С 1921 года Государственный институт расовой биологии в Упсале являлся крупнейшим и авторитетнейшим в мире центром исследований по расовой гигиене и евгенике. Среди шведской интеллигенции был распространен расовый мистицизм и национальный романтизм. Так, значительное влияние на формирование взглядов вождей Германии оказали шведские интеллектуалы, путешественники и ученые – граф Эрик фон Розен и Свен Гедин.

Симпатии националистически настроенных шведов относились к более умеренной Национальной организации правых («Högerns riksorganisation»), которая, включив в свою доктрину и политическую практику некоторые черты фашизма, все же дистанцировалась от революционного экстремизма фашистских и национал-социалистических партий и групп.

В августе 1924 года был сформирован Шведский национал-социалистический союз свободы («Svenska Nationalsocialistiska Frihetsforbundet»). Его возглавил ветеринар Биргер Фуругорд. Данная партия развивалась в тесной связи с германским национал-социалистическим движением. Наиболее последовательно она придерживалась антикоммунистических и антисемитских пунктов своей программы. Членами партии являлись в основном выходцы из крестьянской среды и городские мелкие предприниматели, которые выступали против роста иммиграции в Швецию. В 1926 году Шведский национал-социалистический союз свободы был переименован в Шведскую национал-социалистическую крестьянскую и рабочую партию («Svenska Nationalsocialistiska Bondeoch Arbetarpartiet»).

В 1925 году появилось Национальное движение единения («Nationella Samlingsrorelsen») во главе с журналистом Элофом Эрикссоном. Оно конкурировало со Шведским национал-социалистическим союзом свободы и активно выступало под антисемитскими лозунгами. По договору с руководством Германии Эриксон начал издавать на шведском языке журнал «Штурмовик» («Der Sturmer») под названием «Нация» («Nationen») тиражом в 10 000 экземпляров. В 1935 году после развернутой журналом кампании против семьи Валленбергов (один из крупнейших в Швеции банкирский клан) глава партии был арестован, а её печатные органы запрещены, что повлекло окончательный распад этой партии.

В 1926 году была создана Фашистская боевая организация Швеции («Sveriges Fascistiska Kamporganisation») под предводительством бывшего шведского добровольца в германской армии в период Первой мировой войны лейтенанта Конрада Халлгрена. Сначала эта партия ориентировалась на итальянские образцы правого радикализма, а с начала 1930-х годов стала подражать германскому национал-социализму. В связи с этим в 1930 году изменилось и её название – она стала Национал-социалистической партией Швеции («Sveriges Nationalsocialistiska Partiet») и затем слилась со Шведской национал-социалистической крестьянской и рабочей партией. В результате появилась новая организация – Национал-социалистическая народная партия («Nationalsocialistiska Folkpartiet»). Однако из-за организационных неурядиц в 1932 году в ней произошел раскол. Её члены вместе с более мелкими правыми партиями и группами вошли в Национал-социалистический блок («Nationalsocialistiska Blocket») во главе с полковником Мартином Экстремом – ветераном Первой мировой войны на Ближнем Востоке, гражданской войны в Финляндии, Эстонии и России в 1918-1919 годах.

С 1929 году из Германии в Швецию увеличился поток еврейских эмигрантов, обеспокоенных ростом влияния в германском обществе нацистов. Против их присутствия в стране резко выступили шведские студенты, входившие в праворадикальную организацию Шведская национальная лига («Sveriges Nationella Förbund»), где состояло 40 000 молодых шведов.

В 1930-х годах в университетских городах часто собирались массовые антисемитские демонстрации, в которых принимали участие от 12 000 до 15 000 студентов. В 1933 году ближайший сподвижник Халлгрена, бывший капрал шведской армии Свен Олоф Линдхольм создал свою организацию – Национал-социалистическую рабочую партию («Nationalsocialistiska Arbetarpartiet»). Она помимо националистических и антисемитских пунктов включила в свою программу и ряд антикапиталистических положений, таких как национализация банков, участие рабочих в доходах предпринимателей и введение корпоративной системы. Партия организовала юношескую организацию «Молодежь Севера» («Nordisk Ungdom»).

В 1937 году распалась Национал-социалистическая народная партия, и часть её членов перешла в организацию Линдхольма, которая в следующем, 1938 году была переименована в Шведское социалистическое объединение («Svensk Socialistisk Samling»). Её члены больше не приветствовали друг друга немецким приветствием, у них появился лозунг «Sverige för svenskarna!» – «Швеция для шведов!». Свастика с партийной эмблемы исчезла, её место занял пучок колосьев.

В годы Второй мировой войны шведские правые вели пангерманскую пропаганду. Они требовали заключения евреев в Швеции в концентрационные лагеря и депортации их в Германию или Палестину. Часть шведских фашистов вступила добровольцами в финскую и германскую армии и участвовала в боевых действиях на Восточном фронте. Всего до 1946 года в Швеции действовало около 90 фашистских партий и групп с общей численностью своих членов в 30 000 человек. Они издавали около 80 журналов и газет, которые вели пропаганду в пользу Германии и её союзников. В то же время появились фашистские группы, которые оставались верными фашистской доктрине (национализм, корпоративизм, антисемитизм, антикоммунизм), но выступали против Германии и Италии. Например, появившееся в 1941 году «Новое шведское движение» («Nysvenska Rörelsen») во главе с Пером Энгдалом. В состав этой партии входило 8600 человек.

С началом войны Третьего Рейха против СССР нацистских взглядов стали придерживаться сторонники Нильса Флюга, вышедшие вслед за ним из состава Коммунистической партии Швеции («Sveriges Kommunistiska Parti»). Они полагали, что национал-социализм способен уничтожить капитализм, либерализм и коммунизм сталинистского толка. Нильс Флюг сформировал Шведскую социалистическую партию («Svenska socialistiska partiet»). После смерти Флюга в 1943 году партию возглавил Агатон Блом. В конце войны «Шведская социалистическая партия» вела прогерманскую пропаганду и начала принимать финансовую помощь от руководства Третьего рейха.

В 1946 году деятельность правых партий в Швеции была приостановлена и в 1950 году появилась вновь. В настоящее время в Швеции действует значительное число националистических организаций. Их спектр достаточно велик – от подпольных террористических: «Партия Нордического Рейха» («Nordiska Rikspartiet») или «Белое Арийское Сопротивление» («Vitt Ariskt Motstand») – до вполне респектабельной партии «Шведские демократы» («Sverigedemokraterna»), получившей на парламентских выборах 2014 года 12,86 % голосов и 49 депутатских мест, а на выборах в Европарламент в мае 2014 партия набрала 9,7 % голосов и провела 2 депутатов, которые вошли во фракцию Европа за свободу и демократию. Помимо националистических партий и движений в Швеции существует идея неоскандинавизма в лице организации «Северное движение сопротивления» («Nordiska Motståndsrörelsen» – «Nordic Resistance Movement »).