Польский Сейм решил вернуться к давнему историческому спору в связи с приближением 70-летия Волынской трагедии. Речь идет о разгоревшемся в 1943 году на Волыни межэтническом конфликте, в результате которого погибли десятки тысяч мирных граждан.
«Территория Украины была разделена между несколькими государствами, каждое из которых пыталось сохранить свою вотчину. Это были сложные времена, когда и те, кто участвовал в освободительной борьбе, стремясь к независимости своей земли, и те, кто контролировал украинские территории, заключали самые разные ситуативные союзы в стремлении достичь каждый своей цели. Союзники предавали друг друга, друзья превращались во врагов и наоборот. На этом политическом фоне, в условиях тяжелейшего экономического положения, в котором оказалось население, началась гражданская война, которая велась так, что каждой из сторон есть чего стыдиться. Современным полякам и украинцам нужно было бы отказаться от бесперспективных попыток доказать, кто был прав, кто виноват, а лучше покаяться друг перед другом и вместе поминать погибших», – сказал «НГ» руководитель Международного института демократий Сергей Таран.
Еще в 2003 году президенты Украины и Польши договорились именно о таком подходе к историческим событиям, напомнил глава Института украинской политики Константин Бондаренко. «В то время, казалось, всем было ясно, что нужно перевернуть исторические страницы, которые стали общей трагедией двух народов. Но вот прошло время, и нашлись политические силы, которые снова раздувают дискуссии, меряются количеством погибших, требуют признать, что «наши – герои, а ваши – преступники», – сказал он, отметив, что ситуация может обостриться к лету, когда Польша будет поминать жертв Волынской трагедии.
Но если траурные мероприятия не станут акцией примирения, а выльются в межгосударственные претензии, то ситуация может накалиться. Ведь через четыре года исполнится 70 лет с момента проведения операции «Висла». В 1947 году в соответствии с договоренностями между Польским комитетом национального освобождения и правительством УССР о взаимном обмене населением приграничных территорий сотни тысяч украинцев были насильственно переселены. Они потеряли все имущество, погибли целые семьи, тысячи тех, кто протестовал против выселения, попали в концлагеря.
И в Украине теперь время от времени возникает вопрос об ответственности Польши за это решение. Причем многие эксперты в Киеве ставят вопрос так: волынская резня, ставшая следствием антиукраинской политики Польши, велась разрозненными отрядами повстанцев и населением и не носила характера государственной политики – в то время как операция «Висла» была инициирована властью.
Политолог Александр Царенок считает, что украинско-польские отношения в период Второй мировой войны, имевшие все признаки гражданской войны с этнорелигиозным характером, были обусловлены предыдущей 300-летней историей. «Односторонние попытки установить «окончательную правду» бессмысленны и только приведут к эскалации взаимных обвинений и вовлечению все большего числа людей в эту бесплодную «войну с историей». Фактически это попытки вызвать к жизни у обоих народов агрессивные рефлексы из темного прошлого», – сказал он. По мнению эксперта, причина нынешней ситуации может быть связана с попытками отвлечь внимание от реальных проблем, но результат может быть крайне негативным: «Поляки в который раз наступают на одни и те же исторические грабли. Отталкивая от себя украинцев, Польша теряет очередной шанс приобрести в их лице если не братьев, то близких друзей. Президенты и депутаты приходят и уходят, а народы остаются. Но именно от политиков зависит, с чем остаются их народы – с крепким рукопожатием или со сжатыми от взаимной ненависти кулаками».
И в Варшаве, и в Киеве есть политические силы, заинтересованные в противостоянии – как для отвода глаз от собственной несостоятельности в управлении государствами, так и для наращивания рейтингов. В Украине к числу радикалов относят партию «Свобода»: некоторые политики из Восточной Украины уже предложили польскому Сейму добиваться запрета на въезд в Евросоюз украинским приверженцам националистической идеологии. В западных областях, напротив, местные власти принимают решения о специальных надбавках к пенсиям ветеранов УПА.
Политологи в Киеве опасаются, что нынешние события могут углубить раскол между востоком и западом страны. И что внешние силы воспользуются ситуацией как для ослабления Украины, так и для срыва евроинтеграционных планов.
Предполагая обострение ситуации к лету, в Киеве попытались предотвратить такое развитие событий. Месяц тому назад председатель Верховной Рады Владимир Рыбак побывал в Варшаве, где в ходе встреч с руководителями Сената и Сейма Польши Богданом Борусевичем и Евой Ковач предложил учредить День памяти и примирения украинцев и поляков. Однако в том документе, который готовится к рассмотрению нижней палатой польского парламента, сказано о признании 11 июля Днем памяти жертв геноцида, совершенного ОУН и УПА в восточных регионах Второй Речи Посполитой.
Надеясь переломить ситуацию, руководители украинских церквей, влиятельные политики, известные писатели и актеры создали общественный комитет «Примирение между народами». Вошедший в его состав первый президент Украины Леонид Кравчук пояснил, что неправильно требовать извинений от украинской стороны: государства Украина в тот исторический промежуток не существовало, а у потомков тех, кто стал участником трагедии, есть взаимные счеты и претензии. «Как только мы поставим вопрос, что извинения должны быть только с украинской стороны, то сразу прозвучит ответ: «А что делали поляки на украинских землях?» Это неправильно, но так обязательно будет. Поэтому считаю, надо ставить вопрос только о взаимном прощении», – заявил Кравчук.
Тот факт, что в Сейм все же был внесен проект скандального постановления, может свидетельствовать о нежелании отдельных польских политиков принять украинскую инициативу, полагает депутат Верховной Рады от партии «Свобода» Юрий Сиротюк. Он сказал «НГ»: «Это недобрососедский шаг, который не способствует взаимопониманию и сотрудничеству. Допустим, у каждого народа своя точка зрения на исторические события, и найти общий язык в данный момент невозможно. Тогда можно договориться так: мы уважаем ваше право на вашу историографию, на вашу трактовку событий, на чествование ваших героев. Но и вы предоставьте нам такие же права». Политик считает, что своими действиями польские депутаты сейчас «подносят спичку к пороховой бочке». Если постановление будет принято, Верховная Рада вынуждена будет отреагировать. «Мы не можем позволить, чтобы отдельные события вырывались из общего контекста истории. И должны будем разработать свое постановление. Но это, к сожалению, только усложнит диалог. И нам бы хотелось обойтись без конфликтов», – сказал он.