В понедельник премьер-министр Нидерландов Марк Рютте подал в отставку. Формально подоплека ухода кабинета экономическая – парламент не смог принять бюджет на будущий год. Но четко просматривается и политическая мотивация. Подлинным автором отставки является лидер ультраправой Партии свободы Герт Вилдерс, известный своими антимусульманскими и антииммигрантскими речами. Он явно хочет использовать кризис для укрепления своих позиций. И это вполне может получиться.

Нынешний политический кризис в Нидерландах наверняка возник бы и без финансовых неурядиц. Он был предопределен итогами парламентских выборов 2010 года. Сформированная правительственная коалиция возглавляемой Рютте Народной партии за свободу и демократию (либералы) и Христианско-демократического призыва (консерваторы) располагала всего 54 из 150 мест в Генеральных штатах. Держалась она благодаря поддержке правонационалистической Партии свободы с ее 24 мандатами. Причем сторонники Вилдерса сохраняли свободу маневра и в правительство не входили.

Повод придраться к кабинету Рютте настал во второй половине 2011 года, когда экономические показатели Страны тюльпанов пошли вниз. Безработица превысила 6%. Рейтинговое агентство Standard & Poors изменило прогноз по рейтингу страны на негативный. И хотя сам рейтинг остался наивысшим, а 6%-ной безработице в иной стране позавидовали бы, ощущение стабильности было потеряно.

Ожесточенные споры между Рютте и Вилдерсом возникли вокруг проекта бюджета. Чтобы вписаться в установленные Евросоюзом рамки и сохранить кредитный рейтинг, правительство решило сократить расходы на 14–16 млрд евро. Но все равно дефицит бюджета-2013 составил бы 4,6% ВВП, что на порядок больше допускаемого ЕС. Кроме того, правительство решило повысить пенсионный возраст с 65 до 66 лет.

Проект бюджета, соответствующего требованиям ЕС, нужно было согласовать до 30 апреля. Но Вилдерс, известный своим отрицательным отношением к Евросоюзу как таковому, и не думал уступать. «Мы не хотим вынуждать наших пенсионеров страдать только ради того, чтобы угодить диктаторам в Брюсселе», – заявил он. В итоге его фракция лишила правительство поддержки. Бюджет завис.

Премьер Рютте вынужден был подать королеве Беатрикс прошение об отставке. До досрочных выборов, которые назначены на 12 сентября, он продолжит исполнение своих обязанностей. За это время параметры основного финансового документа страны попытаются согласовать. Но Вилдерс уже может чувствовать себя победителем. Впервые за все послевоенные годы ультраправые сумели свалить действующее правительство.

Когда лидер Партии свободы отказывал кабинету Рютте в поддержке, он наверняка держал в уме вероятные результаты досрочных выборов. Ситуация в Голландии явно играет ему на руку. Ультраправые (как и левые радикалы) очень часто поднимаются на волне экономических неурядиц. Это только что продемонстрировала во Франции Марин Ле Пен. Ранее это же показали на парламентских выборах в своих странах «Истинные финны», «Демократы Швеции», Швейцарская народная партия.

Партия Герта Вилдерса основана в 2005 году, после убийства режиссера Тео ван Гога выходцем из Марокко (убийца был недоволен тем, как потомок великого художника показал место женщины в исламе). С первой попытки на выборах 2006-го Вилдерс, используя антимусульманские лозунги, получил 6% голосов и 9 депутатских мест. Но спустя четыре года, когда кризис вовсю дал о себе знать, Партия свободы набрала свыше 15% голосов, завоевав 24 депутатских кресла.

Есть ли связь между экономическим кризисом и иммигрантской проблемой? Есть. Мусульмане сегодня составляют свыше 6% населения Нидерландов. В абсолютных цифрах это миллион человек. Уровень безработицы и преступности среди них на порядок превышает аналогичные показатели коренных голландцев. Рождаемость в этой среде тоже высокая. Мусульманские иммигранты получают огромную долю пособий, которые тяжким бременем ложатся на кошельки голландских подданных.

Логика Вилдерса в ходе избирательных кампаний проста и понятна. Попробуем ее воспроизвести. Кто виноват в том, что в стране столько иммигрантов? Действующее правительство и Евросоюз. Это из-за них приходится повышать пенсионный возраст и принимать другие меры жесткой экономии. Правительство уступает брюссельским бюрократам и исламистам.

На руку Партии свободы играют и действия некоторых мусульманских политиков. Депутат муниципального совета Гааги от партии «Исламские демократы» Хасан Кучук захотел запретить собак, ибо в Коране они названы «нечистыми животными». В стране зарегистрирована партия «За мусульманские Нидерланды», прямо предлагающая сделать высшим органам власти в Голландии исламский совет – шуру.

А кто разрешил партию «За мусульманские Нидерланды»? Действующие власти. Под давлением Вилдерса и его единомышленников они вынуждены спешно исправляться. Так, в учебных заведениях Голландии введен запрет на хиджабы. «Мультикультурность потерпела неудачу. Голландцы больше не чувствуют себя дома в собственной стране», – сказал в прошлом году вице-премьер Максим Ферхаген.

А теперь сравним слова Ферхагена со словами Вилдерса. «Я говорю – остановите мусульманскую иммиграцию немедленно. Если мы не остановим иммиграцию из-за политкорректности, мы потеряем Европу», – произнес лидер Партии свободы. «Ислам – тоталитарная идеология. Я бы выгнал пророка Мухаммеда из страны, если бы он жил в наше время», – добавил он. А в своем нашумевшем фильме «Фитна» лидер Партии свободы сравнил Коран с «Майн Кампф».

Похоже? Отчасти да. Только степень радикализма различается. Вопрос в том, что Вилдерс выражался так всегда, а политики из традиционных партий начали перехватывать лозунги ультраправых недавно. До того они делали вид, что проблемы нет.

В результате правительство почти два года могло существовать, лишь опираясь на поддержку Вилдерса. Который в итоге вынудил кабинет Рютте уйти. И вряд ли стоит удивляться, если на сентябрьских выборах его партия существенно улучшит свой результат. Все условия для этого есть. Тем более что борьбой за сохранение прежнего пенсионного возраста он мог снискать симпатии и некоторых левых избирателей.